На днях вышло интересное, на первый взгляд, видео от контент-мейкера Faze про реальные убытки организации. Напомню, что последние пару лет Faze держится на гране банкротства. Это была первая киберспортивная организация, которая вышла на биржу, однако сейчас акции стоят около 50 центов. Речь пойдет не о самом видео или контент-мейкере (скорее ему не выплатили ЗП и он решил записать разоблачение), а о 2-х темах: бизнес экономике клуба в разрезе составов и ситуации с Tier 1 в целом.

В видео было сказано, что Faze теряет на дисциплинах около $756 тыс. в месяц:

  • CS:GO: $62 000;
  • Valorant: $224 000;
  • Женская команда по Valorant: $94 000;
  • Rainbow Six Siege: $44 000;
  • PUBG: $81 000;
  • Apex Legends: $37 000;
  • Fortnite: $48 000.

Faze уникальный клуб в том, что он первым построил модель вокруг заработка на контенте. Хоть киберспорт это спорт, но спонсора идут за контентом. Поэтому Faze начали делать шоу, нанимая разные составы, стримеров и продавать этот контент. Результаты приятный бонус, модель строилась именно на формате шоу. С учетом их модели Faze в большинстве случаев подписывали партнеров на все составы, если издатель этого не запрещал.

Нельзя напрямую считать доходы и расходы в мультигейминговом клубе. Цифры показали очень красивые, но они считаются по формуле:

Доход от франшиз и издателя + процент призовых) - расходы на ЗП, Буткемп и прочее = Операционные расходы.

Говорить что это потери нелогично, так как клуб зарабатывает в первую очередь на контенте и доходе от него. Юнит экономика работает только в случае 1-3 составов максимум.

К примеру, когда-то LoL подразделение в СНГ имело отдельную рабочую юнит экономика. Можно было купить слот у Vega или получить у Riot, подписать состав с нормальными условиями и ЗП. Деньги получать от выплат Riot и спонсорства Mastercard - вся логика была в том, что они могли только спонсировать LoL и хотели украинский состав. В таком бы случае отдельно состав приносил бы доход.

Если говорить о Tier-1 в целом, что произошло. После того как все поняли что киберспорт не набирает, начали закрываться Tier-2 клубы. Tier-1 еще жили только за счет инвестиций, которые ранее завели. К примеру если Tier-2 мог получать $1-3 млн, то в Tier-1 заходили около $5-15 млн, что создало дополнительную подушку на пару лет после Ковида. Модель строилась что доход будет расти прогрессивно от партнеров, будет прибыль от продажи прав трансляций. В реалии на коне остались те, кто вовремя перешел в игры Riot, CoD, PUBG.

Tags: 
photo - Вадим Белинский

Вадим Белинский

Главный редактор сайта

Киберспорт не оставил шансов юриспруденции и финансам в выборе основного занятия. Знаю про CS:GO практически все и немного больше. За десятилетний опыт игры, данная киберспортивная дисциплина открылась по новому, о чем вы узнаете в моих статьях.